Максим Пархоменко: экспорт товаров. Что может предложить Украина Китаю, Индии и другим рынкам вне ЕС

На текущий момент мы экспортируем товары во множество стран помимо ЕС. Основными торговыми партнерами являются Индия, Китай, РФ, Египет, Турция.

В основном продукты, которые продаются на эти рынки, не имеют высокой добавочной стоимости и конкурируют с товарами других стран за счет более низких цен (себестоимости) или более дешевой логистики.

Наиболее весомыми секторами экспорта являются АПК – 44%, продукция горно-металлургического комплекса 24%, машиностроения – 10%, продукция химической промышленности – 13,6%, древесина – 3,4%.

За последний отчетный период один из наивысших показателей роста продемонстрировал именно АПК – +39%(в сравнении с предыдущим периодом — авт.).

Если в целом, рассматривать этот сектор, то Украина является просто непаханым полем, потенциал которого крайне велик. И объем экспорта, который мы показываем на сейчас, даже не дотягивает до показателей, которые демонстрировала Украина во времена СССР.

Сам сектор сложно обобщать из-за его объемности. Так, некоторые его элементы, такие как производство агрокультур – зерно, ячмень, соя – показывают рост. Способствуют этому процессу приход в Украину многих мировых зернотрейдеров и их инвестиции в инфраструктуру, которая позволяет после сбора высушить урожай, обеззаразить и перевести в вид, который позволит продать его уже по более высоким мировым ценам.

Основными клиентами являются Азия – 45%, Европа -34% и Африка -14%. И на текущий отчетный период объем экспорта будет только нарастать.

Также весомую долю экспорта занимают масличные культуры с общим объемом в $1.3 млрд. Этот сектор также обладает достаточно высоким потенциалом в первую очередь из-за того, что этот товар не облагается высокой таможенной пошлиной и его можно вполне спокойно продавать в Европу.

Если говорить о потенциальном рынке для этого товара, то наибольшую доходность могут показать Африка и Европа за счет существующего спроса на товар. В первую очередь за счет их локальных высоких цен. Так, к примеру, бутылка масла самого низкого качества нашего производителя в Прибалтике будет стоить около 1.20 евро при реальной себестоимости от 0.9 евро у нас.

Хотелось бы отметить, что многие из наших производителей уже там представлены. Также перспективы этой продукции открываются в Скандинавии, где цена за одну бутылку вырастает до 3 евро!

Знаю, что некоторые производители с Украины просто перемещают часть своих линий в Прибалтику, разливая там масло и штампуя этикетку made in EU. Таким образом они легко получают эту маржу.

В то же время полностью не «раскрыл крылья» сектор производства сахара и мясопроизводства. Если у последнего всегда случаются проблемы из-за эпидемий, которые влекут за собой запрет на ввоз товаров в те или иные страны, то первому мешают в основном квоты от ЕС.

Несмотря на не столь высокий вклад в общую копилку, не последнее место занимает экспорт меда с Украины. Наша страна является одним из лидеров в производстве этого продукта, успев за последние 6 месяцев нарастить объем с 15,2 до 29,6 тыс тонн, получив выручку в $51,8 млн. В США его продали на $18,9 млн, Германии — $10 млн и Польше — $5,6 млн.

Следующим за АПК следует экспорт горно-металлургического комплекса. Так, украинская сталь давно успешно экспортируется на мировые рынки. За счет роста спроса на сталь в Индии мы смогли увеличить долю экспорта в эту страну.

Это связано с общим ростом потребления на 4,6% в годовом сравнении до 21 млн тонн. Индийские производители стальных труб, получив преференции при проведении тендеров, не могут полностью удовлетворить свои потребности за счет внутренних производителей, что и стимулирует общий спрос на этот товар.

Свою лепту привнес и мораторий на вырубку леса, принятый в 2015 году. После запрета на экспорт кругляка и необработанных пиломатериалов, многие из украинских лесопилок получают большой поток заказов, загружая свои мощности на полную.

Если говорить об экспортном потенциале этой отрасли, то он также крайне высокий. В случае экспорта таких материалов в Азию (Китай, Индия, Южная Корея), наши производители имеют более низкие транспортные издержки, в первую очередь из-за выхода к морю.

К примеру, одинаковая доска с лесхоза в Украине будет дешевле на 10-15%, чем в Белоруссии или на 20-40%, чем в России.

К тому же, если белорусские пиломатериалы вполне легко можно вывозить в Китай через Одессу, то россияне давно не возят товары через Одессу, при этом их порты еще не обладают достаточными инфраструктурными возможностями или мешают погодные условия, которые не позволяют возить товар круглогодично.

В случае отгрузки товаров через Балтийское море стоимость фрахта контейнера аналогичного судна в тот же порт в Китай из Одессы будет примерно на 200 евро меньше. С учетом этих факторов мы вполне можем наращивать экспорт наших товаров во многих отраслях, что, я думаю, в ближайшие время мы и сделаем.

Максим Пархоменко, аналитик Альпари

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *