Старые приключения нового проекта бюджета-2016

Правительство и парламент втягиваются в долгий и мучительный процесс утверждения нового государственного бюджета на 2016 год. Но, несмотря на то, что бюджет новый, приключения с его версткой и принятием являются старыми, вызывающими оскомину и гомерический хохот одновременно.

Уже второй год подряд второе по счету правительство Яценюка «рисует» тот бюджет, который нравится Международному валютному фонду, чтобы получать последующие транши, без которых страну ожидает коллапс. Кроме того, все телодвижения, которые совершали «папередники» при Януковиче по процедуре внесения проекта бюджета, повторяются едва ли не полностью. Реальность, а точнее, нереальность проекта бюджета, изготовленного в «конторе Яценюка», является такой же, как это было в случае с «продукцией», выпускавшейся «конторой Азарова»…

Прежде всего о «лохотронной» процедуре (не)подачи бюджета, которую правительство Яценюка использует уже во второй раз, вслед за предыдущими Кабинетами министров.

Напомним, что согласно действующему законодательству проект бюджета на следующий год правительство должно подать в Верховную Раду не позднее 15 сентября. Согласно многолетней «славной традиции» эта норма формально выполняется. Каждый год 14 сентября ближе к вечеру в парламент подается нечто, якобы являющееся бюджетом, а уже 15 сентября с утра документ отзывается обратно в Кабмин «на доработку». Доработка может длиться до декабря, вплоть до Нового года, а часто до января-февраля года следующего, на который бюджет, собственно, и составляется. При этом возникают обоснованные подозрения в том, было ли поданное в Раду «нечто» проектом бюджета и существовало ли это «нечто» в природе вообще!

Точно такой же фокус проделан Кабмином и в нынешнем году. А именно: 14 сентября якобы документ был якобы подан в парламент, но тут же отправился обратно в Кабмин на доработку. То же самое предыдущее правительство Яценюка проделывало в прошлом году. То же было и при Януковиче-Азарове, и ранее.

Впрочем, некоторая информация об основных параметрах проекта бюджета-2016 стала достоянием общественности, и здесь есть о чем поговорить.

Напомним, что согласно очередным поправкам, которые 17 сентября 2015 года Верховная Рада внесла в бюджет-2015 по представлению Кабмина, прогноз номинального ВВП на 2015 год установлен в размере 1,981 трлн гривен при прогнозном среднем валютном курсе 21,7 гривны за 1 доллар, то есть ожидаемый в 2015 году размер ВВП в долларовом эквиваленте составляет чуть более 91 млрд доллара. Прогноз падения реального ВВП в 2015 году составляет 8,9%, а инфляция — рекордные за многие годы 45,8%. Впрочем, по ряду оценок, падение реального ВВП в нынешнем году может достигнуть 15%, падение производства ожидается в размере 20%, а строительства — и вовсе 27%.

В свою очередь, «фантомным» проектом бюджета-2016, который, повторим, никто толком не видел, прогнозируется рост номинального ВВП до 2,262 трлн гривен при прогнозном среднегодовом валютном курсе, равном 22,4 гривны за 1 доллар. Таким образом, ожидаемый в 2016 году ВВП в валютном эквиваленте составляет примерно 101 млрд долларов.

Напомним, что сопоставимый и даже несколько больший валютный эквивалент ВВП Украина имела 10 лет назад, в далеком 2006 году, когда он составлял 107,8 млрд долларов по тогдашнему курсу. А в предкризисном 2013 году валютный эквивалент ВВП составил чуть более 182 млрд долларов. Налицо огромный, даже по каким-нибудь «африканским» меркам провал экономики Украины, выходить из которого придется долгие годы. К тому же в условиях продолжающегося олигархического беспредела он чреват вполне возможным социальным взрывом.

Но вернемся к проекту бюджета-2016. Согласно, как это нынче модно, оптимистическому сценарию, рост реального ВВП составит 2% при инфляции 12% и дефиците бюджета в размере 3,7%. Этот сценарий соответствует требованиям МВФ по выводу экономики Украины из кризиса.

Впрочем, по словам министра финансов Натальи Яресько, возможен и пессимистический сценарий развития событий, согласно которому падение экономики в 2016 году составит 0,3%.

В свете модной нынче «децентрализации» доходы местных бюджетов в 2016 году устанавливаются в размере 325, 65 млрд грн против 276, 73 млрд грн в бюджете-2015. То есть рост составит 17,7%, что вовсе не впечатляет на фоне набивших оскомину лозунгов о децентрализации. К тому же, как отмечает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, непосредственно доходы местных бюджетов составят всего 118 млрд грн, остальное — дотации и субвенции из госбюджета. Таким образом, только 36% дохода местных бюджетов составят непосредственно доходы, полученные ими в своих регионах, остальное — это деньги из Киева. То есть говорить о реальной финансовой децентрализации пока не приходится.

Планируется существенно повысить расходы на социальную защиту населения — с 69,45 млрд грн в 2015 году до 92,56 млрд грн, то есть на 33,3%. В частности, бюджетные расходы по субсидиям на коммунальные услуги с 24,42 млрл грн в 2015 году планируется в 2016 году увеличить на 76,1% до 43 млрд грн.

Зато правительство Яценюка и далее не намерено особо баловать граждан страны повышением социальных стандартов, несмотря на катастрофический рост цен и коммунальных тарифов, ввергший в нищету подавляющее большинство населения.

Напомним, что 17 сентября 2015 года минимальная зарплата с 1 сентября наконец-то была повышена с продержавшихся почти два года с декабря 2013 года 1218 гривен до 1378 гривен. До 1074 гривен была также увеличена минимальная пенсия. Подобные повышения трудно назвать иначе, как прежде всего предвыборной акцией.

Следующее повышение социальных стандартов намечено аж на конец следующего года. С 1 декабря 2016 года намечается увеличить минимальную зарплату до 1543 гривен, а минимальную пенсию — до 1203 гривен. Правда, некоторые чиновники, в частности вице-премьер Кириленко, поговаривают о том, что повышение социальных стандартов возможно будет уже в мае 2016 года, а затем еще и в декабре 2016 года. Но пока это только разговоры.

Следует отметить, что реальность указанных цифр вызывает сомнения еще и потому, что параметры бюджета-2016 рассчитаны пока на действующей налоговой базе. Напомним, что правительство затеяло очередную налоговую реформу в виде принятия нового Налогового кодекса. К чему приведет эта затея, в том числе и прежде всего с точки зрения поступлений в бюджет, не смог бы предсказать даже знаменитый Дельфийский Оракул, поэтому, повторимся, адекватность параметров бюджета вызывает большие оправданные сомнения. Очевидно, после принятия нового Налогового кодекса бюджет-2016 придется существенно корректировать.

Кстати, совершенно непонятно, зачем нужна такая спешка с принятием Налогового кодекса и последующими корректировками всего и вся. Можно было бы спокойно готовить бюджет на существующей ныне налоговой базе, а кодекс так же спокойно принять и ввести в действие с 2017 года, подготовив бюджет-2017 на его новой основе. Но у правительства своя, не доступная для «средних» умов, логика. Важнейшей причиной скоропостижного принятия кодекса называют обязательства перед МВФ. Но думается, что можно было бы найти аргументы в пользу того, что Налоговый кодекс является слишком серьезным и важным документом, чтобы принимать его в авральном режиме, да еще с обязательствами не вносить в течение трех лет изменения. Хотя подобная спешка неизбежно приведет к огромному количеству серьезнейших изъянов, чреватых непредсказуемыми последствиями для экономики.

Впрочем, в реалистичности заложенных в проекте бюджета-2016 параметров сомневается даже сам Яценюк. Он заявил, что принятие госбюджета Украины на 2016 год будет еще более сложным, на год нынешний, в связи с сокращением поступлений и увеличением расходной части. По его словам, среди причин сложности принятия госбюджета — прогнозированное сокращение поступлений от Национального банка. «Первая причина — существенное сокращение доходов от Нацбанка Украины, в прошлом году они заработали много, в этом году заработают намного меньше, мы оцениваем падение минус 40 миллиардов гривен», — сказал Яценюк.

В переводе с «яценюковского» языка на общепонятный приведенные выше излияния премьера можно расценивать следующим образом. Так называемые доходы Нацбанка, перечисляемые в бюджет, с рядом оговорок, являются не чем иным, как банальной эмиссией денег. Резкое сокращение эмиссии с целью обуздания инфляции и предотвращения дальнейшего падения гривны — одно из важнейших требований МВФ. Нарушение этого условия чревато отказом в дальнейшем кредитовании фондом, а без эмвээфовских траншей Яценюк и компания сводить финансовые концы с концами в принципе не смогут.

Яценюк также подчеркнул, что в 2016 году ожидается сокращение поступлений в бюджет из-за отмены импортной ввозной пошлины. Таким образом, государство недополучит 17,5 миллиарда гривен. Это прямое следствие начала действия полномасштабной зоны свободной торговли с Евросоюзом, одним из условий которой является отмена импортных пошлин. Впрочем, здесь Яценюк несколько передергивает факты. В связи с обвальной девальвацией гривны и обнищанием населения объем импорта в Украину резко сократился, а потому сокращение поступлений от импорта ожидается уже в 2015 году, когда импортная пошлина еще действует, прежде всего из-за падения импорта.

Яценюк справедливо указал на резкое увеличение расходов госбюджета на выделение субсидий для населения в связи с повышением коммунальных тарифов, о чем сказано выше. Здесь налицо следующий парадокс. Выполняя якобы требования МВФ, правительство фактически упразднило дотирование коммунальных услуг, но вынуждено в сопоставимых финансовых объемах субсидировать население. Смысл подобной затеи, очевидно, в том, что субсидию можно и не дать, используя бюрократическую волокиту. Правда, это чревато массовыми неплатежами за коммуналку, которые уже прогнозируют в размере до 50%, а также ростом социального недовольства с серьезными последствиями, особенно во время войны и жесточайшего экономического кризиса.

По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, компенсировать потери бюджета от недополучения «дохода Нацбанка» и импортных пошлин правительство собирается за счет повышения акцизов на сигареты, алкоголь и предметы роскоши — меха, ювелирные украшения. Кроме того, в 2016 году Кабмин намерен на 35% повысить поступления от НДС по сравнению с 2015 годом. Но поскольку экономика падает, подобный рост возможен только за счет инфляции и девальвации гривны. Ведь даже обещанный крайне сомнительный рост ВВП на 2% и инфляция в размере 12% не позволят столь резко увеличить поступления от НДС. Словом, логика в подобных планах правительства отсутствует.

Впрочем, адекватность заложенной в проекте бюджета-2016 12%-й инфляции вызывает огромные сомнения, как и 2%-й рост экономики.

По справедливому мнению Александра Охрименко, составляя финансовый план на 2016 год, правительство преследовало главную задачу — «нарисовать» бюджет, который понравится МВФ. Если он понравится фонду, может, нам дадут денег. То же самое было в 2015 году: бюджет принимали не под экономику, а под МВФ, и когда МВФ денег не дал, бюджет сразу переписали.

Старые приключения нового бюджета-2016 продолжаются, и к бюджетному вопросу наверняка придется обращаться еще не раз.

Comments are closed.