Во время карантина кредиторы предоставляют льготы заемщикам

Национальный банк Украины (НБУ) посоветовал банкам продлить кредитные каникулы для своих клиентов до конца карантина. В целом, по данным регулятора, уже 30 банков предоставили заемщикам возможность льготной реструктуризации платежей по их кредитам на время пандемии.

Как попасть в число счастливчиков льготных условий по кредитам и как их получить рассказала исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) Елена Коробкова.

В НБУ сообщили, что заемщикам еще нужно будет доказать и пояснить почему именно они не могут платить по кредитным обязательствам.

Что может выступить таким доказательством? Какие документы может потребовать банки и клиента и в какие сроки рассмотрит их?

"Реструктуризации подлежат кредиты исключительно тем заемщикам у которых возникли финансовые трудности, связанные с пандемией (потеря работы, прекращение работы бизнеса из-за запретов, связанных з карантином – торговля, услуги, прочие причины, которые повлияли на доход заемщика из-за карантина), и которые привели к тому, что заемщик не сможет вовремя обслуживать полученный кредит.

Когда заемщики получали кредит, они подавали банкам документы про деятельность, от которой планировали получать доход. При обращении заемщика в банк с просьбой о реструктуризации, Банк будет анализировать, попала ли деятельность заемщика под ограничения, связанные с карантином. Конечно же, потеря работы или отпуск за свой счет тоже будет весомым фактором подтверждения уменьшения доходной части бюджета клиента.

В рекомендациях указано "…Проводя реструктуризации, банки должны формировать суждение о том, что финансовые трудности клиентов обусловлены ограничениями из-за пандемии. Применяя долгосрочные инструменты реструктуризации, банки должны формировать суждение о способности заемщика такие трудности преодолеть в будущем".

Условия и срок реструктуризации определяются банком с учетом экономических потребностей заемщика.

Реструктуризации кредитов среднему и крупному бизнесу должны рассматриваться индивидуально с учетом последней финансовой отчетности, текущего финансового состояния, уязвимости секторов и предприятий к текущей ситуации, экономическому кризису и перспектив их восстановления", — информирует Коробкова.

Она также пояснила, что долги никто не будет прощать, но есть возможность отсрочить или снизить плановые платежи.

"Банки готовы поддерживать своих клиентов и при возникновении проблем с погашением кредитов искать оптимальные решения для каждого кейса. Уже сейчас банки призывают клиентов не ждать, пока долг станет проблемным, а обращаться к ним сразу же, как только ухудшается платежеспособность", — утверждает госпожа Елена.

На вопрос о том, что у многих клиентов банков могут появиться  долги-просрочки по кредиту и как быстро их нужно будет возвращать, Елена сказала: "В соответствии с Законом Украины (№ 533-IX) с 1 марта по 30 апреля 2020 запрещено начисление и взыскание неустойки (штрафов, пени) за несвоевременное осуществление платежей по потребительским кредитам и повышение процентной ставки (за исключением плавающей) или любых других обязательных платежей по кредитам.

Это срок, во время которого заемщик может изменить график платежей по своему кредиту, вовремя оформить новые условия с Банком, и в этот период Законом запрещено применять санкции.

Вспомните новость: НБУ рекомендує банкам реструктуризувати кредити позичальникам, які постраждали через пов’язані із пандемією обмеження

Поэтому, чем раньше заемщик обратится в свой кредитующий банк, тем больше будет времени для сбора необходимой информации (если такую ​​потребует Банк) и принятия решения по кредиту".

Из разъяснения НБУ: «Банкам рекомендуют обеспечить информирование всех клиентов о возможности реструктуризации кредитов любым удобным для банка средством. В сообщении должно быть четко указано, какие кредиты могут быть объектом реструктуризации (только в случае обоснованной необходимости) и на каких стандартизированных условиях».

Банк может отказать заемщику в кредитных каникулах, если его финансовое положение ухудшилось до введения карантина, и банк об этом не информировали, или в ситуациях, когда просрочка по кредитам возникла до введения карантина. Т.е. проблемы заемщика не связаны с пандемией. В любом случае, этот вопрос стоит обсудить с банком-кредитором.

О реструктуризации кредита можно договориться по удаленным каналам, поскольку банки стараются воздерживаться от необходимости физического присутствия клиента в банке.

Comments are closed.